В августе месяце прошлого года общественность при поддержке нескольких кандидатов в президенты США смогла добиться права на ремонт техники Apple в организациях, не обладающих соответствующим сертификатом от производителя, разрешающим выполнение подобных работ.
Независимо от того, открывал ли свои центры сервис Apple в Минске, Москве или в других городах и странах, ремонт своей техники компания доверяла исключительно своим, а не сторонним специалистам. Несмотря на официальный запрет, владельцы несли свою «яблочную» технику на ремонт в сторонние организации. Сейчас, когда вопрос запрета снят и кажется решенным, со стороны руководства компании чувствуется некоторая подоплека.
Apple обязан предоставить право выбора
Начнем с того, что ни одна компания не вправе навязывать человеку, купившему ее продукт, когда и как им пользоваться, где и у кого ремонтировать. После покупки владелец изделия имеет право самостоятельно осуществлять простой и сложный ремонт изделия, модернизировать его, если это возможно.
Производителя не должно волновать, владеет ли он необходимыми навыками для этого или нет. Где выгоднее и как проще отремонтировать, к примеру, MacBook Pro на 16” или iPhone 11 Pro, каждый имеет право решать сам. Иначе обстоит дело с платным ремонтом техники, принадлежащей другому человеку. Здесь безусловным правом четко определен запрет на ремонт (R2R, Right to Repair) таких изделий в организациях, не имеющих на то специального разрешения.
Так, по закону R2R, производитель обязан предоставить клиенту, купившему у него сложную технику, пакет необходимой технической документации и подробную инструкцию по ее ремонту. Инструкция, выданная покупателю, должна полностью соответствовать той, что находится в сертифицированном сервис центре производителя. Без этих документов о выполнении качественного ремонта не может быть и речи.
До снятия запрета в 2019 году Apple требовал проводить ремонт своих изделий только в сертифицированных сервисных центрах. Естественно, сертификация требовала предварительного обучения и подготовки персонала. Сама по себе эта процедура не была бесплатной, поэтому закладывалась в стоимость будущих услуг «сертифицированного» центра.
Ремонтируйте iPhone, где сочтете нужным
Программа IRP включает в себя ряд противоречий:
- Для получения сертификата с правом ремонтировать Apple продукцию сторонний производитель должен заключить контракт с компанией, если пройдет предварительную проверку.
- Клиенты участники IRP программы под угрозой штрафа должны распространять информацию, опровергающую иллюзию наличия у них лицензии.
- Функциональная деятельность независимых и официальных ремонтных центров находится под жестким контролем, регламентирующим:
- использование элементов и запчастей, не одобренных Apple;
- запрет/разрешение на некоторые виды ремонтных работ.
Иногда независимый ремонтник сталкивается с поломкой, на ремонт которой у него нет разрешения. В этом случае он обязан отправить это изделие в Apple, в сервис центр, наделенный сертификатом соответствия или переслать его розничному Apple Store.