В прошлых столетиях, начиная со времен дагерротипирования в 1839 году, человечество обрело новый способ «замораживания мгновения», который породил множество традиций в создании и хранении истории в фотографиях. Развитие навыка и создания фотографии претерпело различные этапы от сложного технологического процесса до его популяризации силами флагманов аналоговой фотоиндустрии.
Жители планеты создают и загружают в сеть ежедневно более миллиарда фотоснимков. Ушли в прошлое приспособления, которыми обрастало фотографическое искусство и технология, нужно всего лишь нажать кнопку и получить мгновенный результат потрясающего качества. Однако есть люди, для которых печать фотографий остается привилегией и удовольствием.
Современная фотопродукция имеет широкий спектр применения, которая формирует поведение человека, печатающего фотографии. Но в основе по-прежнему лежит желание сохранить воспоминания, поделиться своим эмоциональным опытом, укрепить социальные связи в виде подарка, сувенира, фотоальбома или фотокниги.
Использование фотографий из семейного архива в оформлении квартиры, дома или частной резиденции становится новым направлением в интерьерном дизайне, который напоминает многовековую традицию размещать живописные портреты хозяев.
В Европе проводилось исследование современных причин, по которым люди обращаются к печати фотографий. Были выявлены следующие мотивы:
- возможность рассмотреть фотографию в любое время, в любом месте, без доступа к интернету, гаджетам, и наличия электричества;
- эмоции от физического, тактильного восприятия, схожего с ощущениями от печатной книги;
- предмет более тесной социальной коммуникации при совместном просмотре;
- большая долговечность по сравнению с цифровыми носителями при условии надлежащего хранения;
- уникальность печатного снимка как артефакта.
Для некоторых респондентов, у которых выявлены боязнь или нежелание размещать фотографии в социальных сетях, является актуальным решением печать фотоснимков. Совместный просмотр семейных фотоальбомов становится продолжением традиций поколений мам и пап, бабушек и дедушек. Сегодня, когда печать фото является повсеместно доступной опцией, благодаря цветным офисным и домашним принтерам, качественную печать в профессиональной лаборатории на фоточувствительной бумаге, можно смело назвать роскошью.
Каково отличие людей, которые печатают свои фотографии от тех, кто воздерживается?
Исследование проводилось в двух группах. Одна группа включала людей, кто изредка или часто печатают свои фотографии, вторая группа состояла из респондентов, которые за последние десять лет не прибегали к фотопечати. Исследователи ставили задачу выяснить, существуют ли значимые отличия между представителями обеих групп.
Результаты исследования выявили такие склонности у людей, предпочитающих печатать фотографии, как:
- желание чаще фотографировать родственников, приятелей, друзей и любимых;
- отсутствие потребности размещать снимки на онлайн ресурсах.
Противоположным поведением отличаются их оппоненты.
По данным исследования была создана статистическая модель, которая указывает, что такие факторы, как ситуационный контекст, важное значение сфотографированной сцены, возможность уделить финансы и время фотопечати в четыре раза превышают другие прогностические параметры, в том числе и механизм избегания потерь.
Другими словами, эмоциональный фактор в значительной степени превалирует над прагматическим. И это логично, ведь в социальном плане, перефразируя Стэнли Милграма, фотография - это «машина, которая замораживает эмоции, но умеет создавать их заново». Будет ли это влиять на дальнейшее развитие индустрии фотопечати, или заморозит ее в текущем состоянии, зависит от отношения человека к окружению, к истории его отношений, к собственной личности в фотоискусстве - что в целом формирует наше печатное фотоповедение.